"СВЯТЫЕ" НОВОСТИ

ИСТОРИЯ

СТАНДАРТ

ВЫСТАВКИ

ЧЕМПИОНЫ

ПИТОМНИКИ

ВЫРАЩИВАНИЕ ЩЕНКА

ФОРУМ

почта

гостевая

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ

начало историиначало чистопородного разведения


СЕНБЕРНАРЫ В ПРИЮТЕ СВЯТОГО БЕРНАРДА

Приют Святого Бернарда, от которого порода впоследствии получила свое имя, был основан в 1050 г. на месте римского храма, посвященного Юпитеру Громовержцу. Странствующий монах Бернард из Ментона основал монастырь с приютом для путников. Он расположен на 8000 футов над уровнем моря, в отдаленном месте от перехода Монс Джовис в Швейцарских Альпах. Это был единственный перевал, связывающий Швейцарию и Италию. Погода в этих местах ненадежна и непредсказуема, часто в течение всего лета с температурой ниже нуля. Тяжелый зимний снег, который может быть глубиной свыше 10 метров, создает угрозу лавин. После буранов, снежных лавин и морозных ночей монахи и их собаки разыскивают заблудившихся путников и переправляют их в безопасное место. Благодаря своим сверхъестественным способностям находить людей на глубине свыше 2-х метров и более, под толщей снега, собаки из приюта Святого Бернарда спасли более 2,5 тысяч человеческих жизней.

Точно неизвестно, откуда и как собаки попали в монастырь, - ранние записи были уничтожены в результате пожара приблизительно в конце XVI века. Самые ранние из оставшихся записей отмечают собак в 1707 году, что означает, что к этому времени собаки были уже хорошо приспособлены к существующим условиям и свою работу хорошо знали. Самым ранним изображением монастырской собаки того времени являются две картины, датированные около 1690 года. Первая собака – пятнистая, вторая – чепрачная, с белой головой. На картине изображены хорошо сложенные короткошерстные собаки с длинным хвостом и прибылыми пальцами. На основании этих портретов можно сделать вывод, что собаки в то время существовали уже как порода.

Письменные упоминания о собаках в приюте начинаются с 1703 года. Настоятель Баллау упоминает, что его повар, Винсент Канос, построил колесную упряжку, в которую можно было впрягать собаку. Когда собака шла, механизм на кухне должен был поворачиваться. Это изобретение не было ново, паломничество в Святые земли через альпийские перевалы притягивало в приют большое количество путешественников, которых нужно было кормить. Неудивительно, что Канос использовал изобретение для помощи на кухне. Количество посетителей, проходивших через монастырь, возросло к 1898 году с 18000 до 20000 путешественников ежегодно. Посетителям предоставлялись 3 дня свободного проживания и пища, которая состояла, прежде всего, из мяса и хлеба.

В 1707 г. примечание в архивных статьях: «Мы теряем лавинную собаку».

В примечании от 1787 года мы читаем: «Собаки монастыря успешно отразили нападение банды разбойников». Это первые письменные документы, в которых упоминаются собаки приюта.

Официальные документы говорят о том, что первоначально эти собаки использовались как охранные и в качестве компаньонов для монахов. В результате значительной изолированности монастыря от остального мира, особенно во время долгих зимних месяцев, характерные черты собак начали быстро развиваться. Это были собаки, способные противостоять суровой зиме, с короткой, плотной, водонепроницаемой шерстью и хорошо развитыми подушечками лап для работы на снегу. В дальнейшем монахи стали брать их с собой для поисков потерявшихся путешественников и вскоре обнаружили потрясающие способности этих собак безошибочно находить следы и местонахождение заблудившегося в снежном буране путника. Монахи начали обучать собак охране и спасательным работам и добились превосходных результатов. В 1816-1818 годах были сильные снежные штормы, собаки проявили удивительную работоспособность. Несколько собак умерли во время спасательных работ. Такая приверженность делу спасения людей была неоднократно описана и восхвалена путниками. Монахи стали целенаправленно использовать в разведении лучших из своих собак, в дальнейшем совершенствуя породу.

В приюте постоянно содержалось не более 12-15 кобелей (суки и щенки содержались в долинах). Подготовка собак-спасателей длилась 2 года. Причем, было замечено, что дети отличных спасателей обучаются быстрее и работают надежнее. На основании этого можно сделать вывод, что эти качества при правильном разведении закрепляются генетически.

Оливер Голдсмит (1728-1774) писал: «Они (т.е. монахи) имеют породу благородных собак, исключительный ум которых часто позволяет им спасти попавшего в беду путешественника. Несмотря на то, что гибнущий человек зачастую погребен под десятью или даже двадцатью футами снежного покрова (соответственно, 3 и 6 метров), благодаря тонкости нюха этих собак, позволяющего им обнаружить местоположение человека, появляется шанс спасти его».

Была замечена способность сенбернаров чувствовать человека во время снежной бури за 300-400 метров, а также, что очень важно в горных условиях, чувство лавины. Предчувствуя сход лавины, сенбернары часто спасали людей, уводя их за несколько мгновений до опасного происшествия. Замечательны терпение и выносливость сенбернара. В условиях перевала, когда температура поднимается выше нуля всего на 2-3 месяца, эти собаки могут часами находиться на сильном морозе и старательно выполнять свою непростую работу.

Собаки из приюта почти всегда описываются, как животные исключительного размера. Но такое понятие весьма относительно, собаки того времени были значительно меньше современного сенбернара. Хронисты сходятся во мнении, что окрас собак приюта был типичный – красно-коричневый с белым.

Разведение сенбернаров в монастыре шло различными путями. Были периоды расцвета и периоды упадка. Особенный урон породе нанесла сильная буря 1812 года, во время которой погибло много людей и значительная часть собак. Собаки в монастыре никогда не достигали преклонного возраста. В журнале «Tierborse», посвященном любителям животных, от 1899 года, имеется намек, почему у монахов оказались проблемы в питомнике: «…собаки из Большого Святого Бернарда не достигают обычного возраста, 6-8 лет – максимум…, это – результат влажности в их вольерах, которая ведет к ревматизму». Для монахов было несложно обеспечить себя подходящими собаками, поголовье быстро восполнялось хорошими животными из долины, многие из которых были вывезены туда из монастыря в лучшие годы, как лишние щенки.

Старые черепа из фондов Музея Естествознания показывают разнообразие форм головы. В коллекции имеются, по крайней мере, две разновидности собак, которые существовали в течение одного периода времени: большие головы имеют резкий «стоп» и короткую морду, в то время как меньшие по размеру головы имеют менее выраженный «стоп» с более длинными мордами. Сенбернары, тогда известные как «Kuherhunde”(собаки пастуха) и Большие швейцарские собаки, или “Metzgerhunde” (собаки мясника), имеют сходные формы черепа. Без сомнения, первоначально было довольно сложно различить эти две породы. Сообщения, картины и обширные коллекции скелетных материалов позволяют все же сделать вывод, что происхождение собак Святого Бернарда восходит к старым «Kuherhunde” (собакам пастуха), которые были обычны до середины XIX столетия. Характеризуя собак более позднего периода, можно сделать акцент на 3 главных факторах:

  1. время от времени некоторые сенбернары, выведенные в приюте, имели тяжелый тип головы;
  2. английские любители предпочитали и разводили собак с более тяжелыми головами;
  3. главные отличительные особенности формы черепа помогли отделить собаку обычного фермера от того типа, который был более желателен и благоприятен для дела.

Монастырские собаки никогда не смешивались с другими породами, исключая 1830 год, когда монахи попытались скрестить сенбернара с ньюфаундлендом, для чего в приют были привезены 2 кобеля. Теоретически ньюфаундленды были похожи на сенбернаров по телосложению и использованию, а удлинение шерсти могло улучшить их резистентность к холодной погоде. К сожалению, длинная шерсть оказалась хуже короткой, так как намокала и отяжеляла собаку. После этого длинношерстные щенки, рожденные в монастыре, были раздарены путникам или проданы населению из долины. Короткошерстные собаки жили преимущественно в горных районах Швейцарии, а длинношерстные был хорошо акклиматизированы в небольших долинах.

Хотя монастырские собаки и их заслуги к 1800 году были уже хорошо известны, порода все еще не имела названия. В последующие годы собак стали называть «Баррихунде» - в честь знаменитого Барри. Англичане, активно вывозившие монастырских собак, скрещивали их с мастифами и называли «Святыми собаками». В Германии в 1820 году было предложено назвать их «Альпийскими собаками». Даниель Уилсон назвал породу «собаками Святого Бернара». Такое название породы было официально признано Швейцарским Кинологическим Клубом только в 1880 году.

Сенбернар становился популярной собакой. Первая выставка собак этой породы, состоявшаяся в Англии в 1863 году, вызвала огромный интерес. Позже прошла выставка в Голландии, где сенбернары выставлялись под названием собак мясников (они возили тележку с мясом). Необычайный интерес к породе вызвал необходимость создания специальных клубов, первый из которых появился в 1882 году в Англии, в 1884 году – в Швейцарии, в 1888 году – в США.

Во второй половине XIX века развитие породы шло стихийно. Многие заводчики в долинах разводили собак, не соответствующих породному типу. Собаки, экспортируемые в другие страны, часто были не лучшего экстерьера, а сенбернары, разводимые за границей, значительно отличались от исходного типа. Спрос на щенков продолжал увеличиваться. Многие недобросовестные заводчики начали скрещивать сенбернаров с бернскими овчарками и зенненхундами. Любой щенок с преобладанием белого и рыжего в окрасе продавался, как чистокровный сенбернар. В Англии сенбернара скрещивали с мастифом и ньюфаундлендом, а помеси продолжали называться сенбернарами.

В 1883 году Швейцарский Кинологический Клуб создал комитет по улучшению сенбернаров. В 1887 году прошел Международный конгресс в Цюрихе, на котором был принят стандарт породы, признанный всеми странами, кроме Англии (которая утвердила свой стандарт).

Макс Сибер пишет в Швейцарской Племенной Книге № 1 за 1884 г.: « Некоторые знатоки полагают, что сенбернарами являются только собаки, имеющие паспорт. Это не так, сенбернары сохранились повсюду в Швейцарии, содержатся они даже в домах в долинах Валаис и в сельской местности Берна». Другой эксперт по породе, Альберт Хейм, писал в 1927 г.: «…собаки Долины и собаки от Приюта были, и все еще принадлежат к одной породе».

Наибольшая заслуга в разведении чистокровных сенбернаров на более высоком кинологическом уровне принадлежит Генриху Шумахеру (1831-1903) из Берна, который использовал современную методику селекционного отбора. С 1855 г. он поставил своей главной целью возрождение сенбернаров созданием своей линии, стремясь к Барри, как к идеалу.

С одобрения монахов и с их помощью Г. Шумахер довольно быстро произвел большой переворот в породе и улучшил местную популяцию собак. Он создал первую племенную книгу, в 1890-м году он возглавил разведение породы и руководил ее развитием и клубом до самой смерти.

Путем очень жесткого отбора и планомерного подбора пар в 1860 году Г. Шумахер добился явного успеха, - был получен помет, совершенно однотипный с Барри. Желая убедиться в своей правоте, Шумахер решил подарить монастырю пару собак. Он отвел их туда сам. И вот, когда один из престарелых братьев, отлично помнивший знаменитого Барри, увидел кобеля Шумахера, он со слезами на глазах воскликнул: «О, господи, да ведь это Барри!» – до того велико было сходство. Этот кобель тоже был назван Барри, и его начали использовать на службе уже в 15 месяцев. Он отлично справлялся со своей работой и дал прекрасное потомство.

Шумахер выставил своих сенбернаров на Всемирной выставке в Париже, где за высокопородность им были присуждены высшие награды.

Большую часть щенков Шумахер импортировал в Германию, Америку и Россию, где, к сожалению, после Первой мировой и гражданской войн сенбернаров практически не осталось. Основная часть современных сенбернаров Европы и Америки ведет свое происхождение от собак Шумахера.

Большой интерес к породе, который наблюдался в начале прошлого века, постепенно угас в связи с началом Первой, а затем и Второй мировой войн, принесших немало лишений и сложностей. Число сенбернаров значительно уменьшилось. Центром общественного интереса стали агрессивные породы, а этот красивейший, своеобразный пес, добряк по природе, остался только у вернейших приверженцев породы.

Сегодня через перевал проходит широкое современное шоссе, по которому мчатся тысячи автомобилей. Но и оно утратило свое значение после создания альпийского тоннеля, соединившего швейцарский город Бурк-Сен-Пьер с итальянским Сен-Реми. Монастырь существует как туристическая достопримечательность. В его зданиях построен своеобразный отель, посещаемый туристами со всего света. Они активно интересуются историей монастыря и его знаменитыми собаками. Но и в наше время не закончились беды этой замечательной породы. Несмотря на то, что в 1934 г. конвент монастыря решил, что из уважения к традициям сенбернары останутся в нем навсегда, в 1953 году было решено прекратить разведение монастырских собак как дорогое и нерентабельное дело. Это решение вызвало недовольство собаководов всего мира. Из многих стран поступали возмущенные письма, даже на имя президента. Под давлением мировой общественности собаки остались в монастыре. Монастырь продолжает разводить своих собак для общения и для традиционной работы, а также для сохранения славы своего уединенного в прошлом уголка Альп. Кроме монахов приюта обучением собак спасательным работам занимается также питомник «Зойлиамт» (владелец Эдуард Родел).

Сегодня сенбернары признаны всеми крупными кинологическими клубами мира, но этим дело не ограничилось. По инициативе швейцарских сенбернаристов 23 сентября 1967 года в г. Люцерне (Швейцария) был создан Мировой Союз Клубов Сенбернаров (WUSB). Целью этого Союза является взаимосвязь между клубами, определение стандартов, улучшение методик разведения, контролирование экспорта и обмена отдельными особями.



Hosted by uCoz

С использованием сайта History of Saint Bernards и сборника "Сенбернар" ПООЛС клуб "Сенбернар" (Пермь, 1990)